Odessa


Мы вместе
171
Гран При
Дата создания клуба: 21.10.2007
Формула 1 Одесса Клуб » Статьи » Интересные факты о Гран При Малайзии

Интересные факты о Гран При Малайзии

Малайский автодром Сепанг является одним из первых так называемых "тилькедромов", т.е. автодромов, построенных Германом Тильке, и по совместительству одним из лучших, если не самым лучшим. Трасса сочетает в себе длинные прямые, скоростные и медленные повороты, содержит несколько мест для обгонов. Приняв первый большой приз в 1999 году, данный автодром уже успел полюбиться многим болельщикам и пилотам, например для Нико Росберга он является любимым.
Но главную интригу во время проведения Гран При Малайзии вносит погода. Автодром находится в тропической зоне, которой характерны высокая среднесуточная температура, высокая влажность и, как следствие, частые и обильные осадки. Вследствие указанных факторов, погода не раз вмешивалась в ход заезда, что приводило к неожиданным исходам как гонок, так и квалификаций. Пилотировать в указанных климатических условиях сложно, поэтому чтобы сохранить высокую концентрацию до финиша пилотам потребуется отменная физическая форма.
Относительно небольшой перерыв между австралийской и малайской гонками, а также удаленность данных автодромов от командных баз, практически нивелирует возможность доводки болидов между этапами. Поэтому действующие лидеры могут только укрепить свои позиции, в то время как некоторые команды все еще будут искать способы решения проблем со скоростью своих болидов. Но не стоит ожидать, что гонка в Малайзии станет очередным "докатываением" до финиша, если вмешается погода, пилотам придется несладко, особенно учитывая явную "сырость" дождевой резины Pirelli


Интересные факты о Гран При Малайзии
Дебютная публикация в новом разделе будет посвящена и соответственно начальной фазе гонки - ее старту. Для начала, стоит отметить, принять старт в современном болиде Ф1 - задача не из легких. В отличие от гражданских автомобилей, оснащенных МКПП, где всего лишь необходимо "поддать газу" и одновременно "поймать сцепление в рабочей зоне" работая двумя ногами и педалями соответственно, для старта в ф1 пилоту приходится использовать обе руки. Так, если рассмотреть рулевое колесо современного болида, то с его торцевой стороны мы обнаружим не один, а целых два лепестка, управляющих сцеплением:



/руль BMW Sauber F1.08, цифрой 28 обозначены лепестки управления сцеплением/
При старте, пилоту приходится поочередно отпускать каждый из лепестком сцепления, при этом аккуратно работать педалью газа. Стоит отметить, что во время свободных заездов пилоты подбирают в том числе настройки сцепления, что в целом процесс нелегкий.

Как видим, принять старт не то что непросто, а чертовски сложно. Но "мы не ищем легких путей", да и королевская формула явно не класс для аматоров, что a priori ясно. Однако какое отношение имеет процедура старта именно к автодрому Сепанг?

А вот какое: давайте вспомним, как часто на старте малайского Гран При мы наблюдали подобную картину:
Вот-вот погаснут огни светофора...

 

...обладатель поула неплохо принимает старт, однако в спину ему пристраивается какой-либо другой, который используя слип-стрим пытается навязать борьбу...

...в последний момент поулситтер "срывается" на т.н. оптимальную широкую траекторию вхождения в первый поворот...

...пускает соперника внутрь....

...и окончательно проигрывает позицию в первой связке...



И как часто мы могли видеть подобное?
Возьмем хронологический отрезок в пять лет, благо в нашей стране он привычен благодаря социалистическому прошлому - с 2006 по 2010 года и проанализируем, насколько хорошо удавалось принимать старт поулситтеру Сепанга:
2006 - Джанкарло Физикелла сохраняет лидерство;
2007 - Фелипе Масса, избрав неправильную траекторию на входе в первый поворот, пропускает оба Макларена и опускается на 3е место;
2008 - Фелипе Масса с большим трудом отражает атаку стартовавшего со 2го места напарника и сохраняет лидерство;
2009 - Дженсон Баттон, вполне сносно приняв старт, уже на стартовой прямой теряет лидерство, а в первом повороте опускается еще на два места ниже;
2010 - Марк Уэббер, подобно Фелипе Массе в 2007, в целом хорошо приняв старт ошибается с траекторией входа в 1й поворот и отдает лидерство своему напарнику.


Как видим, в трех случаях из пяти за последние годы для обладателя поула старт и первые сотни метров гонки складывались не слишком удачно - потеря как минимум лидерства, поэтому есть все основания говорить о наличии закономерности. Причин тому несколько: не слишком большая разница между "чистыми" нечетными и "грязными" четными стартовыми позициями в части обрезинивания трассы, а так же хитрый первый поворот. Оптимальная траектория прохождения поворота на старте может быть неактуальна, в чем мы можем убедиться на примере прошлогоднего старта Марка Уэббера.
Кроме того, первые метры полуситтеров в 2007 и 2009 в целом можно назвать хрестоматийными примерами того, как не надо проходить первый поворот в Сепанге.

Неудачный старт в гонке всегда чреват проблемами по ходу всей гонки: можно получить прокол в отчаянной попытке наверстать упущенное, как Феттель во время прошлогоднего ГП Великобритании, можно отправится "per aspera ad astra", как его напарник во время неудачной попытки обгона на ГП Европы 2010, а можно просто надолго застрять за соперником, теряя с каждым кругом драгоценные секунды...

Конечно, провалить старт можно в каждой гонке. Но именно в Малайзии складывается тенденция, что даже при удачном старте поулситтер может потерять несколько мест в первом повороте. Интересно, продолжиться ли "проклятие поула" в Сепанге и в предстоящем Гран При?..

 

Хотите обсудить? Вам сюда!

Автор текста: Masson